Общественное мнение



Осенью Паганини приехал в Рим. Об этом сразу сообщила печать, и публика с нетерпением дожидалась его выступления. Но концерт состоялся только в начале 1819 года. По установлению папы, по пятницам были запрещены всякие зрелища и концерты. Паганини же хотел назначить концерт именно на одну из пятниц, так как выступление в день, когда были открыты все театры, считал для себя невыгодным. На это требовалось разрешение высшего духовенства, но кардинал-викарий, от которого это зависело, согласия не давал. Тогда Паганини решил уехать; однако некоторые влиятельные лица взялись исхлопотать разрешение и уговорили его подождать. Разрешение дал другой кардинал, а тем временем Паганини успел съездить в Неаполь.
Этот город давно интересовал его. Здесь он ожидал более серьезной и взыскательной критики, чем в любом другом городе Италии. У неаполитанцев были свои вкусы, своя опера, свой стиль в музыке, свои знаменитости и свои консервативные критики. Признанный всей Италией артист мог быть отвергнут в Неаполе. Музыканты отнеслись к славе Паганини с недоверием, а критики готовили ему разнос.
Чтобы подготовить общественное мнение, было решено подвергнуть его предварительному испытанию, до того как он выступит публично. Одному композитору поручили написать квартет, партия первой скрипки которого должна была содержать все трудности, какие только могла породить его фантазия. Паганини пригласили на собрание музыкантов и предложили исполнить этот квартет без репетиции. Предполагали, что удовлетворительно сыграть с листа партию первой скрипки он не сможет, тогда репутация «чародея скрипки» будет поколеблена, а тем самым будет подготовлено и его поражение в публичном концерте.
Неаполитанцы просчитались: просмотрев ноты, Паганини не только блестяще исполнил все написанное, но и приукрасил партию собственной импровизацией. Партнеры по квартету — первые музыканты Неаполя — и все присутствующие были поражены. Пришлось воздать артисту должное, и дружные аплодисменты возвестили о победе Паганини.
 

Неаполитанские триумфы
Первый концерт привлек не много публики. В зале присутствовали лучшие музыканты, критики, знатоки, любители, композиторы. На другой день печать провозгласила концертанта «чуд...
Опера «Пезарского лебедя»
Паганини дал волю своей фантазии. Чтобы он ни делал, как ни модулировал, как ни менял ритмы, мелодии, пианист шутя угадывал его намерения и вел аккомпанемент как по нотам. Это был ...
Римский карнавал
Тем временем подоспел и веселый римский карнавал. Оба приняли в нем участие в компании друзей. Все вырядились нищими. Паганини и Россини в неописуемых лохмотьях изображали женщин. ...
Театр Ла Скала
После выступления в Неаполе 11 октября 1821 года концертная деятельность Паганини прервалась. Здоровье его сильно пошатнулось и в продолжение почти трех лет колебалось между улучше...