Театр Ла Скала


После выступления в Неаполе 11 октября 1821 года концертная деятельность Паганини прервалась. Здоровье его сильно пошатнулось и в продолжение почти трех лет колебалось между улучшениями и крайними ухудшениями. В эти годы он чувствовал себя настолько слабым, что играть не мог и утешение находил только в композиции.
Осенью 1822 года, в сопровождении матери, не покидавшей его в продолжение почти всего этого периода, он отправился в Павию лечиться у известного медика Борда, профессора университета. Этот врач нашел у него, кроме заболевания кишечника, еще и другую болезнь. Лечение длилось с переменным успехом свыше года, пока Паганини случайно не познакомился с врачом иностранцем, который поставил его на ноги в течение нескольких дней.
Теперь Паганини отправился на отдых к своему другу, генералу Пино, в его виллу на берегу озера Комо. Деревенская тишина, живительный горный воздух и отличный уход восстановили его здоровье.
23 апреля 1824 года он выступил в Милане в театре Ла Скала. Публика и критики с волнением ожидали его появления на сцене. Паганини оказался «в полной форме»: критики объявили, что он «превзошел самого себя». Далее он выступил в Павии и в родной Генуе. «Генуэзская газета» писала:
«...Мы вправе гордиться тем, что в числе граждан нашего города имеем это чудо музыкального искусства — Никколо Паганини. Подобно другим бессмертным сынам Италии, таким, как Рафаэль и Канова, он довел свое искусство до предела, дальше которого оно уже идти не может».
В Генуе Паганини возобновил занятия со своим юным учеником Камилло Сивори, которому начал давать уроки в 1822 году. Мальчик делал поразительно быстрые успехи и впоследствии стал известным скрипачом. Столь же быстро подвигались и более ранние его ученики — скрипачка Катарина Кальканьо и виолончелист Жанделли. Паганини объяснял это особым методом овладения техникой, найденным им в результате долгих изысканий и пока сохраняемым в секрете. Этот метод он предполагал опубликовать, но своего намерения не осуществил.