Самая популярная личность в Италии


Паганини оставался при луккском дворе около трех лет. Положение камер-виртуоза начало его тяготить; придворные триумфы, особое расположение княгини, лесть поклонников — все это пресытило его. Ему было душно в этой тепличной обстановке, душа его требовала простора. Чтобы, хотя бы временно, расстаться с Луккой, он попросил отпуск. Княгиня Элиза понимала, что насильно удержать его не сможет. Лучше было согласиться на отпуск, чем вовсе потерять Паганини.
В течение года Паганини давал концерты в различных городах Италии. Всюду его выступления сопровождались неслыханными триумфами. Публика доходила до психоза: люди неистовствовали, вскакивали на стулья, устремлялись к эстраде...
Паганини стал самой популярной личностью в Италии. О нем писали книги, статьи, стихи, поэмы. И почти через все эти произведения проходила одна общая черта: в личности и игре Паганини находили нечто таинственное, демоническое. По мере того как росла его слава, значение этого элемента его характеристики возрастало, доходило до чудовищных, фантастических измышлений. Ему приписывали не только необыкновенные похождения, но и невероятные преступления, за которые он якобы долго сидел в тюрьме. Одни утверждали, что он продал душу дьяволу и такой ценой стал величайшим скрипачом, другие клялись, что воочию видели за его спиной самого сатану, помогавшего ему вести смычок.
Начало этим россказням, несомненно, положили скрипачи. Виртуозность Паганини представляла для них нечто невероятное, неслыханное, фантастическое. Было от чего потерять голову, и нетрудно понять, что объяснения искали за пределами человеческих возможностей. Когда были опубликованы «24 каприса», все скрипачи, не исключая и самых знаменитых, считали их неисполнимыми. Слушая же Паганини, они убеждались в том, что он играет их с такой легкостью и непринужденностью, как если бы это были детские пьески.