Утомительный курс лечения


В этот период Паганини увлекался коллекционированием музыкальных инструментов. В числе его приобретений было 14 скрипок (в том числе 7 Страдивари), 4 виолончели (из них 2 Страдивари), альт Страдивари и много других инструментов.
В феврале-марте его состояние ухудшилось, появилась бессонница. Но весной стало лучше, так что в день св. Луи он мог посетить кафедральный собор, чтобы слушать Реквием Керубини и Торжественную мессу Бетховена. Настоятель собора, знавший о том, что эту службу посетит Паганини, распорядился не начинать Реквием до его приезда. Появление его в соборе отвлекло молящихся от службы. Все взгляды были устремлены на Паганини.
В июне он отправился в Баларкж, где в течение двух недель проходил утомительный курс лечения. Но пользы не было никакой. Напротив, ему стало хуже. Здесь он узнал об «известном враче Лалемане», практикующем на курорте Вернэ в Пиренеях. Прежде чем отправиться туда, Паганини поехал в Монпелье, чтобы проконсультироваться с авторитетами медицинского факультета. Там ему рекомендовали знаменитого диагноста, д-ра Гильома. Тщательно обследовав Паганини, Гильом сообщил Лалеману: «...Постараюсь изложить Вам свои предположения относительно болезни прославленного маэстро. Их можно суммировать в нескольких словах:
Паганини — пламенная душа, выражающая себя через скрипку. Душа не тронута, но стенки сосуда, в котором она содержится, чрезвычайно тонки; все струны целы, но расстроены и вибрируют плохо; чрезмерная нервная возбудимость; заболевание спинного мозга; болезнетворный вирус завладел нёбом и нёбной занавеской. Вот все, что я мог установить. Сообщите, какие меры Вы решили принять».