Бесценный инструмент

«Возвратившись в родной город, — рассказывает Паганини в своих заметках, — я писал виртуозные сочинения для скрипки и непрерывно работал, чтобы овладеть изобретенными мною новыми трудностями».
В годы войны Николло работал с неистовым упорством. Он изучал инструмент, его звуковые и тембровые возможности, применял струны различной толщины и смычки различной длины. Подаренная ему художником Пазини скрипка была отличным инструментом, но ей недоставало «дальнобойности», то есть способности заполнять звуком большой зал. Чтобы усилить ее тон, Ник-коло пользовался толстыми струнами. Но это оказалось неудобным при исполнении быстрых пассажей на высоких нотах и затрудняло флажолеты.
Несколькими годами позже он получит бесценный инструмент Гварнери Дель Джезу, назовет его за «дальнобойность» своей «пушкой» и не расстанется с ним до конца жизни. Он оценит также преимущества смычка нормальной длины и возвратится к нему. Впоследствии он будет возить с собой в концертных путешествиях не менее двух дюжин смычков, меняя их в соответствии с характером исполняемых произведений и «формой», в какой будет чувствовать себя в данный момент.
Особая гибкость и растяжимость сухожилий, еще развиваемая и поддерживаемая постоянными упражнениями, позволяла ему добиваться таких положений руки на грифе, какие немыслимы для любого другого скрипача. Большое значение имели и другие особенности его телосложения, как бы специально созданные природой, чтобы довести его виртуозность до недосягаемых высот.