Паганини и современники.

Если Паганини-артиста современники оценили по достоинству, то как человек он был ими оклеветан. Его упрекали в алчности: он назначал двойную, тройную плату за вход на свои концерты, а иногда увеличивал ее в пять раз и составил себе огромное состояние. Но кто определит, сколько стоит мученическое детство, какова цена юности и здоровья, принесенных в жертву скрипке, и огромного нервного напряжения, доводившего Паганини до полного изнеможения после концертов?! Его считали загадочной, фантастической личностью. Но для тех, кто хорошо знал его, он был любезным, гуманным, великодушным человеком, преданным и верным другом. Проявляя снисходительность и терпимость по отношению к коллегам, он в то же время был в высшей степени требователен к собственному исполнению и никогда не поддавался самообольщению, характерному для многих артистов. Его «демоническая» наружность вводила публику в заблуждение. Под этой наружностью скрывалась возвышенная душа, проявлявшая себя не только в звуках, но и в благородных поступках. Гениальность Паганини, его необыкновенные достоинства: живой ум, оригинальность и свежесть суждений, остроумие и любезность привлекали к нему многих. Его общества и дружбы искали политики, аристократы, ученые, литераторы, поэты и музыканты. Если современники и были вправе поставить что-либо ему в вину, то это склонность к стяжательству: желавшим слушать его приходилось платить дорого. Но ведь точно так же поступали знаменитые вокалисты, и это считалось вполне естественным. Наконец, накапливая богатства, Паганини думал не о себе. На личные нужды он тратил очень мало: питался скромно, в гостиницах снимал дешевые номера, выходил на эстраду в поношенном, вышедшем из моды платье. Он собирал для сына и других близких ему людей. Об этом свидетельствует его завещание.