Загадочная личность Паганини

Личность Паганини была окружена ореолом таинственности. Чего только не приписывали ему легенды! Он похищал благородных дам, убивал их мужей, был предводителем шайки разбойников, несколько лет провел на каторге за убийство возлюбленной, свою душу продал дьяволу, который освободил его из заключения и сделал несравненным мастером игры на скрипке. Не было недостатка и в свидетельствах «очевидцев»: в Вене светский молодой человек видел, как по знаку Паганини, данному им с эстрады, прислужник дьявола увел из зала молодую женщину и увез в карете по дороге, которой до этого не существовало. Долгое время Паганини не опровергал этих легенд: они повышали интерес к его личности, привлекали публику, вообще не посещавшую концерты, и заставляли ее платить двойную, а то и тройную плату за вход. Его непостижимое мастерство и магическая власть над аудиторией поражали и тех, кто лишь посмеивался, слушая все эти россказни. На протяжении века люди высокого ума и глубокой эрудиции стремились разгадать этот единственный в своем роде, неповторимый феномен. Паганини был, прежде всего, сыном своего времени, переходной эпохи ломки идеологии феодального общества. Провозглашенный революцией лозунг «Свобода!» означал для него ломку условностей и ограничений, выражение индивидуальности всеми доступными его искусству средствами. Он бесконечно экспериментировал в поисках новых приемов, новых звучностей и создал арсенал исполнительских средств, о существовании которых и не подозревали скрипачи, создатели «школ» и «направлений». Великий талант, гениальное чутье, в соединении с неукротимой волей, целеустремленностью и огромной работоспособностью — все эти качества и выковали смелого новатора-революционера, переступившего границы условности и нашедшего новые средства выразительности, электризовавшие аудиторию и приводившие в растерянность и негодование скрипачей — приверженцев классических традиций. Наиболее ограниченные из них предавали Паганини анафеме, другие объясняли его непостижимые качества вмешательством дьявола, третьи считали его преходящим явлением, не влияющим на развитие искусства. И только немногие понимали величие и значение Паганини. В конце XIX века профессор Парижской консерватории Шарль Данкла писал: «Мне было тринадцать лет, когда я слышал Паганини, этого странного, фантастического человека, одаренного чудесной техникой. Какая точность, какая уверенность, какая подкупающая теплота звука!.. Он настолько поразил меня, что я и сейчас вижу его перед собой, и его скрипка все еще звучит в моих ушах. Некоторые артисты полагают, что Паганини был ослепительным метеором, не оставившим после себя следов. Не могу не восстать против этого столь ошибочного, столь несправедливого мнения, ибо сегодня, как и тогда, Паганини оказал огромную услугу мыслящим скрипачам, показав им новые пути... И для нас очень важно как можно серьезнее изучать «Каприсы» Паганини — этот шедевр, этот подлинный монумент скрипичной школы». Некоторые каприсы были написаны Паганини еще в юности, в возрасте около 18 лет. Другие сочинялись и опубликовывались порознь в последующие годы. По значительности содержания, оригинальности формы и смелости фантазии они не имеют себе равных в его творчестве, И по сей день остаются образцом наивысшей виртуозности. Лишь немногие скрипачи в состоянии исполнять все 24 каприса, а в некоторых других его сочинениях содержатся и вовсе непреодолимые трудности. Это — все, что оставил нам Паганини. Ничего не известно ни об изобретенных им приемах, ни о способах звукоизвлечения, ни об особой технике игры, с помощью которой он осуществлял свою власть над человеческими душами.